Инновационный опыт

Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений (2020-2023 гг.)


Разработчики проекта:
Поплавская Лариса Ивановна, директор государственного учреждения образования «Порозовская средняя школа»;
Астапчик Татьяна Иосифовна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Порозовская средняя школа»

Научное сопровождение проекта:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями.Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в следующих законодательных документах Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (ст. 36), Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 26), Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (ст. 3, 6, 12, 19, 20), Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18, 31), Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (ст. 4; гл. 2 (ст. 7—12); гл. 3).
Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем;необходимостью формирования н развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.
Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».
В нашем учреждении образования есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений. В Ленинском районе около 20000 учащихся. Из них приблизительно 12000 членов детских и молодежных общественных объединений, пионеров и октябрят в возрасте от 7 до 14 лет. Среди них около половины учащихся участники волонтерской деятельности. Педагоги учреждения образования должны обеспечить конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности воспитательной стратегии, уметь оказывать обучающимся –членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знать специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществлять с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.
Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
— проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;
— внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
— разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
— определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
— создать благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
-обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается:
-в апробации и внедрении модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
— в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов социально значимой волонтерской деятельности, равного обучения, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
-в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений на уровне региона, республики.


ДАВЕДКАаб выніках рэалізацыі інавацыйнага праекта “Укараненне мадэлі фарміравання і развіцця камунікатыўнай кампетэнтнасці навучэнцаў у сістэме ўзаемадзеяння ўстаноў адукацыі і дзіцячых, маладзёжных грамадскіх аб’яднанняў”

Дадатак А. Соглашение о сотрудничестве государственное образовательное учреждение «Порозовская средняя школа» с отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Свислочского районного исполнительного комитета 
Дадатак Б. Тэмы даследаванняў інаватараў 
Дадатак В. Программа семинара-практикума для руководящих и педагогических работников учреждений образования, реализующих инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений» 
Дадатак Г. Праект “#Наперад у мінулае” 
Дадатак Д. Даследчая работа “Кавальства як від народнага рамяства” 
Дадатак Ё. РЭКАМЕНДАЦЫІ ДА ВУСНАГА ВЫСТУПЛЕННЯ 
Дадатак Ж. Інтэрактыўнае міні-даследаванне “Сакрэты слова “КРАСАВІК” 
Дадатак З. Майстар-клас “Лялька з бабулінага куфэрка”
Дадатак І. Прэзентацыя лялькі “Масленка” на раённым свяце Масленіца - 2022 
Дадатак К. Інфармацыны бюлетэнь 
Дадатак Л. Занятие «Портрет успешного человека» 
Дадатак М. 
Дадатак Н. Топ-10 памылак пры напісанні артыкула 
Дадатак О. Класная гадзіна “Суд гісторыі над фашызмам”(да Дня памяці ахвяр Халакосту) 
Дадатак Р. Статья "Пример настоящего мужчины" 
Дадатак С. Мастер-класс для педагогов «Урок пластилиновой мультипликации» 
Дадатак Т. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации деятельности школьного объединения конфликторазрушителей (ШОК) государственного учреждения образования “Порозовская средняя школа” Свислочского района Гродненской области 
Дадатак У. Программа «Твой выбор» 
Дадатак Ф. Групповое занятие с элементами тренинга “Эффективные навыки общения” 
Дадатак Х. Групповое занятие с элементами тренинга «Безобидный тренинг» 
Дадатак Ц. Круглый стол «Я – гражданин. Я – патриот» 
Дадатак Ч. Анализ диагностики сформированности уровня коммуникативной компетентности обучающихся 
поделиться в: