Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

 

В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня.

Адресуется для воспитателей групп продленного дня.

 

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

  1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
  2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
  3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
  4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
  6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
  7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
  9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
  11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.
  12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  • Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  • Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

  • Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

 

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

  1. I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  • Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
  • Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
  • Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.
  • Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
  • Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
  • Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
    • Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
  • билеты – игрушки;
  • билеты – шапочки;
  • билеты – закладки;
  • билеты – программы и т.д.
    • Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
    • Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
    • Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.
  1. II. Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:
  • Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
  • Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
  • Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
  • Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
  • Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III. Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

  1. IV. Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:
  • слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
  • сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  • самодельные подарки и сувениры.
  1. V. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».

 

Литература

  1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.

 

 

поделиться в: