ПАМЯТКА
участнику конференции, выступающему с докладом
исследовательской работы
Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами изложенными низке:
1 . При подготовке к защите работы, помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:
- Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования)
- Что известно из литературы по теме Вашего исследования ? (Очень коротко).
- Где и когда проводились исследования?
- Какие методы сбора материала использовались и почему?
- В каких условиях проводился сбор материала?
- Сколько материала собрано?
- Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?
- Чем объясняется получение таких результатов?
- Какие выводы сделаны?
Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта или опытнической работы.
- При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.
- Чтобы говорить без «бумажки» не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п. 1) и выбрать из отчета основные цифры, факты и утверждения, рассказывающие суть выполненной работы.
- Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.
- Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться.
Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.
- При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.